Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (2016-2017 учебный год)

В системе образования Орловской области обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, уделяется особое внимание.
В регионе функционирует система качественного, эффективного образования, позволяющая ребенку-инвалиду адаптироваться в среде сверстников, быть максимально готовым к самостоятельной жизни.
В 2016-2017 учебном году в Орловской области получали образование 1 625 детей-инвалидов, из которых 1 247 человек обучались в образовательных организациях, 378 – получали образовательную услугу на дому.
В регионе сохранена система специального (коррекционного) образования.
В 2016-2017 учебном году в регионе функционировали 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, с общей численностью обучающихся – 1 120 человек, из них: 6 школ-интернатов и 1 школа – для детей с умственной отсталостью, 1 школа-интернат – для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, 1 школа-интернат – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Существующая сеть учреждений соответствует социальному заказу, ориентирована на потребности детей с различными нарушениями.
Реализуется также интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
В 2016-2017 учебном году в регионе функционировали 379 общеобразовательных учреждений с общей численностью 73 243 ребенка.
При этом в 156 специальных (коррекционных) классах обучались свыше 1600 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы в области многое делается для развития инклюзивного образования, интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную среду, где они обучаются совместно со своими сверстниками.
В период с 2013 по 2017 годы в Орловской области осуществлялась реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды в образовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Участниками программы стали 83 общеобразовательные организации, реализующие инклюзивное образование, а также 18 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования детей, 1 детский дом для детей дошкольного возраста. Общий объем финансирования программы в период с 2013 по 2017 год составил 189,9 млн. рублей. Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций составила 17,6 %.
В целях создания условий для инклюзивного образования проведены работы по обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных организаций для детей-инвалидов:
установка пандусов; замена напольных покрытий; увеличение ширины дверных проемов в кабинетах для проезда инвалидов-колясочников; демонтирование дверных порогов; установка тактильных полос, разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; соответствующим образом переоборудование раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов.
Закуплено специализированное оборудование:
устройства для подъема и перемещения инвалидов по лестницам, переносные пандусы; специальная мебель – столы, в том числе обеденные, стулья с регулируемой высотой; рабочие места психолога, логопеда, социального педагога (интерактивные комплексы со специализированным программным обеспечением); компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; ноутбуки со специальной клавиатурой. Оснащены сенсорные комнаты.
В общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, в 2016-2017 учебном году обучались 2889 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 743 ребенка-инвалида.
Построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных, возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в том числе детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра.
В дошкольных образовательных организациях реализуются образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Функционируют Службы ранней помощи, консультативные пункты, группы комбинированной и компенсирующей направленности.
Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается в 256 группах компенсирующего и комбинированного вида дошкольных образовательных организаций.
Для организации качественного обучения детей с особыми образовательными потребностями необходима, в первую очередь, подготовка педагогического состава учреждений.
Инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.
В регионе систематически проводится повышение квалификации педагогических работников. В курсах повышения квалификации в текущем году приняли участие свыше 2 тысяч руководителей, учителей-предметников, специалистов служб сопровождения образовательных организаций (дефектологов, психологов и других специалистов).
Обучающие мероприятия проводятся специалистами бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», а также в рамках договорных отношений между Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ) и Институтом развития образования.
С 2009 года в регионе успешно реализуется проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в регионе с 2009 года.
145 детей-инвалидов обучались по дополнительным общеобразовательным программам на базе Ресурсного центра дистанционного образования Орловского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, дополнительное образование предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2017-2018 учебном году дистанционно будут обучаться 175 детей-инвалидов.
Проект предусматривает обеспечение доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, расширение возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, – их успешной социализации и интеграции в общество.
С 1 сентября 2016 года в регионе введены Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарты введены в 172 общеобразовательных организациях, что составляет 45,6 % от всех школ региона. В 1-х классах общеобразовательных организаций по ФГОС ОВЗ обучались 1 743 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 127 детей-инвалидов.
В 2017-2018 учебном году будет продолжена работа по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): в 2017-2018 учебном году стандарты будут введены не только в первых, но и вторых классах общеобразовательных организаций.
Совместная координирующая функция по организации проводимой в регионе работы по введению ФГОС ОВЗ принадлежит Институту развития образования и областному центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Институтом развития образования проделана большая работа по научно-методическому и организационному сопровождению введения стандартов, разработке адаптированных основных образовательных программ образовательных организаций на основе типовых адаптированных основных образовательных программ ФГОС ОВЗ.
Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения.
Активно развиваются инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Функционируют 9 пилотных площадок «Инновационная деятельность образовательных организаций региона по реализации инклюзивного образования», 26 инновационных площадок «Реализация модели инклюзивного образования в образовательной организации в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (в том числе на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций, ставшими своего рода Ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования и социализации детей).
На базе 9 инновационных площадок региона проводятся мероприятия по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р.
Для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности.
Одной из центральных задач в работе каждого образовательного учреждения является формирование способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее ГИА-9) принимали участие 6703 выпускника образовательных организаций Орловской области, из них 403 выпускника с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), что составляет 6 % от общего числа выпускников. 1 участник с ОВЗ не допущен к ГИА-9 по решению педагогического совета.
В основном государственном экзамене (далее ОГЭ) приняли участие 96 выпускников с ОВЗ (23,8 % от числа выпускников с ОВЗ), в государственном выпускном экзамене (далее ГВЭ) 301 выпускник (74,7 %), в смешанной форме (ОГЭ+ГВЭ) 6 выпускников (1,9 %).
По итогам ГИА-9 21 выпускник Орловской области с ОВЗ не получил аттестат об основном общем образовании. Все они имеют право поучаствовать в сдаче экзаменов в дополнительный (сентябрьский) период.
В государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее ГИА-11) принимали участие 2929 выпускников образовательных организаций Орловской области, среди них 44 выпускника с ОВЗ, что составляет 1,5 % от числа выпускников.
41 выпускник с ОВЗ (93,2 % от числа выпускников с ОВЗ) принимал участие в ГИА-11 в форме единого государственного экзамена и 3 выпускника (6,8 %) в форме ГВЭ.
По итогам ГИА-11 все выпускники Орловской области с ОВЗ получили аттестат о среднем общем образовании, среди них 12 выпускников с ОВЗ награждены медалью «За особые успехи в учении» (2,7 % от числа медалистов, 27,3 % от участников ГИА-11 с ОВЗ).
По итогам 2016-2017 учебного года 4 выпускникам по итогам трудового обучения в общеобразовательной организации присвоен квалификационный разряд; 45 выпускникам по итогам трудового обучения выдано свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно (обучающиеся, не получившие квалификационный разряд).
В области сформирована и функционирует служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, представленная 14 центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, локальными службами сопровождения образовательных организаций, психолого-педагогическими консилиумами, психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Важным условием, которое обеспечивает успешную инклюзию, считается точная дифференциальная психологическая диагностика любого ребенка. Это может быть осуществлено с помощью квалифицированной диагностической службы. Эта служба должна не только установить диагноз, однако и дать заключение для образовательного учреждения, куда направляют ребенка в согласовании с диагнозом, который содержит рекомендации к субъективному плану обучения.
В центрах работают узкопрофильные специалисты, которые оказывают квалифицированную помощь детям, родителям (законным представителям):
педагог-психолог – 39;
учитель-логопед – 19;
учитель-дефектолог – 18;
социальный педагог – 19 и другие.
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи являются методической базой и основой профессионального сообщества школьных психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, логопедов. Велика их значимость в повышении психологической культуры родителей (законных представителей), педагогов и обучающихся.
При центрах созданы психолого-медико-педагогические комиссии, которые определяют специальные образовательные условия для детей с ОВЗ.
Основные направления деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в современных условиях определяются статьей 42 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает
в себя:
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающее и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Исходя из данных направлений Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывают следующие услуги:
коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся;
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
психолого-медико-педагогическое обследование детей;
реализация дополнительных общеразвивающих программ;
организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики.
Одновременно, в соответствии с новым направлением образовательной политики – обеспечением равнодоступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи выполняют новую роль по координации инклюзивного образования, ресурсному обеспечению введения с 1 сентября 2016 года нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ).
В общеобразовательных учреждениях региона созданы:
психолого – педагогические консилиумы;
рабочие группы «Введение ФГОС НОО с ОВЗ и умственной отсталостью»;
система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
С целью создания комфортной развивающей среды и оказания психологической помощи в общеобразовательных учреждениях осуществляется внутришкольный контроль.
В 2016/17 учебном году деятельность психолого-педагогических консилиумов школ, служб сопровождения была направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с особыми образовательными потребностями, организацией психолого-медико-педагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
В течение 2016/17 учебного года сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивалось исходя из реальных возможностей и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
С детьми-инвалидами проводилась работа по профилактике физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов. Выявлялся характер и причины отклонений в обучении и поведении обучающихся с инвалидностью, актуальные и резервные возможности развития обучающихся.
Проводился анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, отдельных специалистов, обследовавших детей.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды привлекались к учебно-воспитательным мероприятиям.
Проведены консультации с родителями (законными представителями), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка.
Специалисты сопровождения приняли участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей.
В 2016-2017 учебном году педагоги школ прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.
Дополнительное образование в государственных образовательных организациях Орловской области остается доступным и бесплатным.
В 73 государственных и муниципальных образовательных организациях дополнительного образования региона в 2016-2017 учебном году
в объединениях технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой и художественной направленностей организаций дополнительного образования Орловской области занимались 487 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 174 ребенка-инвалида.
В организациях дополнительного образования функционируют 82 кружка и секции для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в которых занимаются 332 обучающихся; кроме того, работают 180 инклюзивных кружков и секций, в которых занимаются 254 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2-х учреждениях дополнительного образования созданы все необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включая безбарьерный доступ, оснащение специализированным оборудованием.
В бюджетном учреждении Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина» в рамках произведенной реконструкции за счет средств федерального и областного бюджетов созданы все необходимые условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включая безбарьерный доступ, оснащение специализированным оборудованием. В 2016 году завершены работы по созданию аналогичных условий в бюджетном учреждении Орловской области дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества, туризма и экскурсий».
В 2017 году в рамках государственной программы «Доступная среда» планируется создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Мценска «Детско-юношеский центр».
Стало традицией участие Орловской области во Всероссийской неделе инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения к проблеме получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой ежегодно проводятся такие мероприятия как уроки доброты, акции, конкурсы и т.д.
В 2017 году в Орловской области прошла Всероссийская неделя инклюзивного образования, в рамках которой на базах ресурсных центров проведены заседания регионального учебно-методического объединения и региональных инновационных площадок.
Ежегодно в начале декабря в России проводится Всероссийская декада инвалидов. Эти мероприятия – очередное напоминание обществу о необходимости постоянного внимания к детям с инвалидностью, их социальной защите.
Целью проведения мероприятий в системе образования Орловской области в этом году является трансляция положительного опыта педагогов по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, определены перспективные направления дальнейшего совершенствования системы сопровождения инклюзивного образования.
В мероприятиях принимают участие специалисты образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, Центров психолого-медико-педагогического сопровождения, некоммерческих организаций, благотворительных фондов, родительская общественность.
Результатом проводимой работы является все более активное участие детей с ограниченными возможности здоровья в областных, федеральных мероприятиях спортивной, творческой, интеллектуальной, социальной направленности.
Так, в 2016-2017 году более 2000 детей с ограниченными возможности здоровья и детей-инвалидов Орловской области приняли участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
Победителями и призерами конкурсов часто становятся дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, а также участники проекта дистанционного образования детей-инвалидов.
Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями получают, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализируются.
Таким образом, и в дальнейшем будет продолжена работа по созданию условий для получения образования каждым ребенком на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности в целях ее адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, ее профессионального самоопределения.
Важнейшее условие создания инновационной экономики и главная задача региональной системы среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
В Орловской области система профессионального образования представлена 19 профессиональными образовательными организациями и их 10 филиалами.
Подготовка специалистов ведется с учетом специфики экономического развития региона. По 37 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 18 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих получают образование 10 000 человек.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций в регионе созданы вышеуказанные центры на базе 3-х профессиональных образовательных организаций региона, имеющих современное методическое, практическое оснащение, а также высококвалифицированные педагогические коллективы: БПОУ ОО «Орловский техникум агробизнеса и сервиса», БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» и БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж».
Получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности профессиональных образовательных организаций региона. В 2016 году в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.
В 2016/2017 учебном году состоялся I региональный отборочный этап II Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», в котором приняли участие студенты 5 профессиональных образовательных организаций области. Победители достойно представили регион в финале чемпионата в г. Москве.
При поддержке Правительства Орловской области 27 октября 2016 года был подписан договор об ассоциированном партнерстве Орловской области и Союза «Ворлдскиллс Россия». Региональным координационным центром – представителем движения в Орловской области выступил ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева».
В период с 8 по 11 февраля 2017 года состоялся первый региональный чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) Орловской области – 2017» по 19 компетенциям. В Чемпионате приняли участие 150 молодых профессионалов из числа школьников, обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, рабочих промышленных предприятий и организаций, добившихся высоких результатов в трудовой деятельности в определенной компетенции в возрасте от 16 до 22 лет.
Благодаря серьезной профессиональной подготовке участников конкурса и высокому уровню организации и проведения чемпионата Волрдскиллс на территории Орловской области представители нашего региона показали высокие результаты на Финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia): студенты 2 курса БПОУ ОО «Орловский реставрационно-строительный техникум» Даниил Шмыдов и Роман Карлов стали бронзовыми призерами вышеуказанного чемпионата (по компетенциям «Облицовка плиткой» и «Реставрация произведений из дерева» соответственно).

Комментирование на данный момент запрещено.
 federal

Федеральные ресурсы

 regional

Региональные ресурсы

 children

Учащимся и родителям

 lesson

Современный урок: обучение с увлечением