Конструктор будущего – уникальный онлайн-инструмент для педагогов

1

Лишь 53% россиян работают по профессии, на которую учились. А по прогнозам некоторых экспертов более 75% нынешних учеников средней школы будут работать по специальностям, которых еще не существует. Менять карьерный трек в среднем пять раз в течение жизни – будет абсолютной нормой. Уже сегодня стремление людей делать то, что по душе, что приносит не только удовольствие, но и признание, реализацию, хороший доход – с каждым годом становится всё ярче. Даже специалисты со стажем мигрируют из одной сферы в другую.

Такая ситуация обусловлена в том числе и тем, что многие из нас только отучившись и отработав годы на нелюбимой работе, впервые задают себе вопрос «А что я хочу на самом деле»? По сути же, чем раньше в голове прозвучит этот вопрос, тем больше шансов найти любимое место жизни. Именно поэтому сегодня в школьную жизнь семимильными шагами входит профориентация. Это и сервисы edtech, и государственные инициативы, введение профминимума, делающего обязательным профориентацию во всех школах.

А теперь давайте представим среднестатистического учителя, который в режиме нон-стоп сначала проводит уроки, потом заполняет документацию, потом готовится к новым урокам, потом – к аттестациям, совещаниям, собраниям и ещё общается с учениками, родителями, помогает, объясняет, поддерживает, решает конфликты… И это не весь список его ежедневных забот. Он действительно любит свою профессию, но времени у него нередко бывает впритык. И вот наш учитель получает новую задачу: провести три

профориентационных мероприятия. А он преподаёт химию и с профориентацией до этого мига был знаком лишь по касательной.

Как подготовить с нуля занятие в новой для себя области? И как сделать так, чтобы профориентация действительно была интересной и полезной для ребят? Для этого уже существует платформа проекта «Билет в будущее», который входит в национальный проект «Образование». С её помощью педагоги-навигаторы проекта помогают школьникам изучить рынок труда в России и познакомиться с актуальными специальностями, а ещё – лучше узнать самих себя, свои сильные стороны и способности, которые помогут им определить сферы, которые им наиболее интересны, а затем и конкретные профессии.

Как устроена платформа

Один из продуктов платформы – «Конструктор будущего», разработанный командой Проектории. Это уникальный онлайн-инструмент для педагогов, который позволяет просто и быстро формировать профориентационные занятия. Педагогу нужно только задать необходимые параметры: тип занятия, возраст учеников, тематика занятия – и Конструктор сформирует готовый сценарий, включая все необходимые мультимедийные материалы – игры, анкеты, чек-листы презентации и видеоролики. Некоторые из них основаны на интервью со специалистами из крупных компаний — например, VK, РЖД или «Росатома». Всего создатели провели больше 90 интервью.

Для каждого класса, с 6-ого по 11-ый, разработаны свои занятия, с учётом потребностей и возрастных особенностей ребят. Так, например, самые младшие на данный момент участники проекта, шестиклассники знакомятся с простой формулой: Хочу-Могу-Буду, где, ответив на вопросы: «Что я хочу?» и «Что я могу?», можно задуматься: «Кем я буду?». На занятиях для девятиклассников подробно разбираются преимущества обучения в колледжах и в вузах, а одиннадцатиклассники могут заглянуть в интересную жизнь, которая их ждёт после выпускных экзаменов, даже если что-то пошло не так.

Проверено на себе

Действительно ли Конструктор способен упростить подготовку учителей к профориентации школьников? На данный момент доступ к инструменту ограничен. Педагоги-навигаторы проекта проходят масштабное обучение, но в 2023 году «Билет в будущее» станет основой профминимума для всех старшеклассников страны. Поэтому для чистоты эксперимента был приглашен учитель иностранных языков, который ни разу не видел Конструктор, и ему открыли доступ к нему.

Педагог Инга, 54 года

 2

Инга выбрала урок для 7-ого класса. Он рассказывает о взаимосвязи школьных предметов с профессиями.

 3

Далее ей предложили выбрать предметы, о которых она хотела бы поговорить с ребятами. Русский язык и математика – обязательные, ещё три можно выбрать на своё усмотрение.

 4

Попав в Конструктор непосредственно урока, Инга немного растерялась, ей потребовалось время, чтобы изучить как интерфейс, так и материал урока.

«Первое впечатление – очень насыщенно и боишься нажать «не туда» и что-то удалить», – поделилась Инга.

 5

Доходим до модуля с кнопкой «Заменить». Вначале Инга захотела включить в занятие иностранный язык, но, изучив контент, подумала, что может отдельно использовать его в рамках своих уроков английского, а в профориентационном уроке лучше выбрать предметы, которые будут полезны, например, её ученикам из химико-биологического класса.

 6 7

«Работать с заменами блоков оказалось не сложно. Сначала читала инструкции, а потом уже всё получалось «на автомате» – говорит Инга, – «В каждом блоке есть занимательное видео про предмет и профориентационная игра, которую можно провести в классе. Меняешь – предмет, меняется видео и игра». Педагог изучила контент разных предметов и остановилась на химии. Про неё рассказывает анимированный 3D персонаж.

 8

После того, как учитель выбрал наиболее подходящие блоки, ему остаётся только скачать мультимедийные материалы и полноценный сценарный план урока, включающий в себя всё от приветственных слов до домашнего задания.

«Подготовка заняла всего полчаса, а в следующий раз, думаю, я собрала бы урок ещё быстрее. Остаётся только распечатать раздаточный материал и нажать «play» на уроке. Это оказалось намного проще и удобнее, чем я предполагала».

 9

Отдельно Инга отметила, что для неё большим плюсом стало и то, что занятия, подготовленные в таком формате, легко адаптируются, исходя из интересов и предпочтений классов. Мы подсчитали, что только для 7-ого класса может формироваться 29 вариантов контентных блоков. При этом функционал Конструктора не ограничивается только уроками, педагоги могут формировать онлайн выставки – профориентационные квесты, а также онлайн профпробы, где смоделированы реальные рабочие среды и ребята могут погрузиться в ту или иную специальность. Но, конечно, при всём многообразии функционала, Конструктору есть куда расти.

«Сейчас есть возможность создавать только шаблонные уроки. Хотелось бы собирать занятия и полностью самостоятельно» – подытожила Инга.

Итоги первых месяцев работы

Работа конструктора стартовала в сентябре 2022 года и его пользователями стали уже 9529 учителей. Они подготовили более 94 000 пофориентационных занятий. На данный момент на платформе доступен 161 видеоролик, и более двухсот всевозможных активностей для разных возрастов, но создатели хотят расширять библиотеку и добавить возможность персонализировать контент в зависимости от региона, где проводится урок.

Педагоги-навигаторы проекта создали целое сообщество, где делятся опытом. Они стали активно использовать материалы не только профориентационной деятельности, но и в рамках предметной подготовки, используя интересные задания, кейсы и современный образовательный видеоконтет.