Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Орловской области на 1 сентября 2020 года

В Орловской области создана и развивается система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Включение детей с ОВЗ и инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Орловской области создаются межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга в 2020 году в Орловской области в системе образования функционируют 70 подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 1800. Для сравнения: в 2018 году функционировало 33 службы, в 2019 году – 39 служб,  общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 1000 и более 1100 соответственно. Это свидетельствует о востребованности оказываемых услуг и необходимости продолжения работы в указанном направлении.

Услуги служб по оказанию услуг ранней коррекционной помощи помогают частично решать вопросы обеспечения доступности дошкольного образования для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Появилась возможность решить следующие задачи: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание комплексной  психолого-медико-педагогической консультативной помощи родителям, содействие психофизическому и личностному развитию детей, раннее выявление каких-либо отклонений, повышение компетентности родителей.

Оценка качества оказания услуг  проводится в форме анкетирования, опроса родителей. Результаты анкетирования показывают, что оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста, своевременно выявить в развитии детей возникшие отклонения и проследить за ходом дальнейшего развития ребенка.

По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 года из 29 402 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Орловской области, 4 124 ребенка (14 %) являются детьми с ОВЗ (из них 90 детей-инвалидов) и 143 детьми-инвалидами (53 ребенка-инвалида  не имеют ограниченных возможностей здоровья и 90  – имеют  ограниченные возможности здоровья).

В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, увеличилась на 2,9 % (в 2019 году –  4 007 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов уменьшилась
на  14 % (в 2019  году – 163 ребенка-инвалида).

В 2020 году количество групп комбинированной направленности составляло 197, а компенсирующей направленности – 225, по сравнению с 2019 годом  количество комбинированных групп увеличилось  на  10 %, а количество компенсирующих – на 0,9 % (в 2019 году – 179  групп комбинированной и 223  группы компенсирующей направленности). Это свидетельствует о востребованности в регионе инклюзивного образования, а также  приведении в соответствие с действующим законодательством численности  воспитанников, зачисленных в указанные группы (уменьшение количества воспитанников в группах комбинированной и компенсирующей направленности).

Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей                  с ОВЗ  на  1 сентября 2020 года, составляет  9  детей (на 1 января 2020 года – 5  детей).

При этом в целом по Орловской области в группах для детей
с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях имеются 315  свободных мест.

На уровнях начального, основного и среднего общего образования
по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/2021 учебном году получают образование 4288 обучающихся с ОВЗ, еще 1047 обучающихся получают образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше  аналогичных показателей 2019/2020 учебного года (на 4,5% и 2,1% соответственно).

Инклюзивно в 2020/2021 учебном году обучаются 3397 обучающихся с ОВЗ (из них 517 имеют также статус ребенка-инвалида) и 400 детей-инвалидов, что на 1% обучающихся с ОВЗ меньше и на 23% детей-инвалидов больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 141 (в них 1398 обучающихся с ОВЗ (из них 230 обучающихся детей-инвалидов). По сравнению с 2019/2020 учебным годом количество классов увеличилось  на 0,7 %, а численность обучающихся с ОВЗ в них увеличилась на 2,7%.

Кроме того, в 2020/2021 учебном году в системе общего образования функционируют126 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 884 обучающихся с ОВЗ (из них 499 имеют также статус ребенка-инвалида). Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 2,4 %, а численность обучающихся в них увеличилась на 0,3%.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

По итогам 2019/2020 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 39 обучающихся с ОВЗ, что на 0,4 % меньше, чем в 2018/2019 учебном году (из них 39 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 18 обучающихся с ОВЗ, что на 0,7 % меньше по сравнению с 2018/2019 учебным годом (из них 18 – в форме единого государственного экзамена).

Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием
и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 3,27 млн. рублей.

В 2020 году в реализации мероприятий программы принимали участие 4 организации дополнительного образования детей.

По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста – 100 % (плановое значение – 100 %);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста – 50 % (плановое значение – 50 %);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста – 100 % (плановое значение – 100 %).

По итогам 2020 года в  Орловской области количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составляет 83 (23,8 % от их общего количества при плановом значении 22,9 %), дошкольных образовательных организаций – 35 (26,3 %  от их общего количества при плановом значении 18,5 %).

Вместе с тем,  на начало 2020/2021 учебного года по программам общего образования на дому обучались 620 обучающихся с ОВЗ (из них 465 также имеют статус ребенка-инвалида) и 41 ребенок-инвалид, что на 11 % обучающихся с ОВЗ больше и на 21% детей-инвалидов больше, чем в 2019/2020 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

В период распространения новой коронавирусной инфекции в Орловской области, в условиях сложной эпидемиологической ситуации вопросы поддержки качественного доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью приобрели особую актуальность. И на первый план в качестве эффективного инструмента решения данной задачи вышло использование современных дистанционных образовательных технологий.

В условиях дистанционного образования детей с ОВЗ особую роль выполняет психолого-педагогические сопровождение. В регионе функционируют 10 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – 1 областной, 9 муниципальных (далее – ППМС-центры).

Работа специалистов ППМС-Центров в период пандемии также проходила в дистанционном режиме. В начале работы были адаптированы коррекционно-развивающие программы для работы с детьми в онлайн режиме, определены технические ресурсы (мессенджеры Ватсап, Вайбер, ВКонтакт, электронная почта, программа Скайп). Для учета проведенных занятий была разработана электронная версия журнала учета дистанционных занятий.

Для содержательного наполнения и проведения коррекционно-развивающих занятий в дистанционном режиме специалисты использовали наиболее полезные Интернет ресурсы:

– материалы для занятий в дистанционном режиме, размещенные на сайте Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы»;

– рекомендации для специалистов, размещенные на сайте Института коррекционной педагогики;

– бесплатные видео-уроки, размещенные на сайте «Инфоурок» и др.

Федеральные, региональные управленческие решения позволили организовать обучение данной категории детей в четком организованном взаимодействии региональных и муниципальных органов управления образованием, родителей, образовательных организаций, разработать алгоритм введения и контроля за процессом обучения.

В системе образования Орловской области сохранена система специального (коррекционного) образования.

В регионе функционируют 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам:

6 школ-интернатов и 1 школа – для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

1 школа-интернат – для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,

1 школа-интернат – для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Специальные (коррекционные) школы стали своего рода ресурсными центрами при оказании помощи другим образовательным организациям в решении проблем дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во всех организациях были разработаны и утверждены локальные акты об организации дистанционного обучения. Определен порядок оказания учебно-методической помощи ученикам, проведения индивидуальных консультаций, организации текущего и итогового контроля по учебным предметам.

Учебный процесс выстраивался путем составления индивидуального учебного расписания ребенка, которое обязательно согласовывался с родителями с учетом активности и периода работоспособности ребенка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивался постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизировалась со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка.

Педагоги определяли учебный материал с учетом индивидуальных особенностей обучающихся для каждого учебного предмета, включая уроки труда, изобразительной деятельности и внеурочные занятия. В рабочие программы были внесены необходимые корректировки в части использования форм обучения (онлайн-лекция, онлайн-консультация), технических средств обучения.

Обучающиеся и их родители были проинформированы о возможностях электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий, ознакомлены с расписанием занятий, графиком консультаций.

До всех участников образовательного процесса доведена информация о минимальных технических условиях, необходимых для реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с любых устройств (компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.).

Сайт школ использовался как «единое окно», где  обучающиеся, родители и педагоги могли получить оперативную информацию о том, как организовано и как реализуется дистанционное обучение в школе (созданы вкладки «Дистанционное обучение»), размещено расписание онлайн-занятий, телефоны «горячей линии», контакты электронной почты, инструкции, памятки, рекомендации.

Департамент образования Орловской области проводил мониторинг условий образовательной деятельности.  В плане выбора образовательных платформ в регионе чаще всего использовались ресурсы «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс-учебник», РЭШ, технически доступны возможности мессенджера WhatsApp, платформ «Zoom» и «Skype», электронной почты.

Занятия проходили в соответствии с пунктом п. 10.18 СанПиН, касающегося продолжительности организации непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера. Особое внимание было обращено на необходимость контроля не только за количеством непрерывной длительности работы с экраном монитора, но и ее суммарной продолжительности в течение дня и недели.

Все обучающиеся школы также работали с учебниками по всем предметам.

         В качестве примера можно привести организацию дистанционного обучения в школе-интернате для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Работа сурдопедагога с обучающимися по предмету коррекционно-развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» осуществлялась при использовании технологий видеоконференцсвязи. Учебные занятия, консультации были организованы на платформах Zoom, Skype.

Обязательным условием проведения занятий было участие родителей. Это, несомненно, помогало учителю организовать на расстоянии учебный процесс. В такой ситуации без родителей полноценного учебного процесса не происходит. Присутствие на занятиях родителей помогало им самим понять процесс развития восприятия и воспроизведения устной речи у ребенка и, по возможности, продолжить коррекционно-развивающую работу в данном направлении в условиях семейного воспитания под руководством сурдопедагога.

В работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у детей участвовали не только слышащие родители, но и родители с нарушениями слуха.

До начала дистанционных занятий родителям объясняли:

– как пользоваться тем типом видеоконференцсвязи, который будет применяться на занятиях;

– что на занятиях их ребенок будет воспринимать устную речь учителя с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, которые должны быть в рабочем состоянии.

Регулярно в период с ограничительных мероприятий учителя отправляли на электронную почту школы-интерната отчеты о проведенной работе.

Администрацией осуществлялся контроль взаимодействия учителя с учащимися и их родителями. При дистанционном обучении это особенно важно, потому что родители организуют рабочую обстановку для ребенка и оказывают необходимую помощь для полноценного участия в учебной деятельности. По сути, от родителей зависит, насколько ребенок с ОВЗ сможет учиться дистанционно.

Учителя вовремя информировали родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Связь с родителями поддерживалась любым удобным способом – по телефону, в мессенджерах, по электронной почте. Школы старались держать родителей в курсе всех деталей дистанционного обучения.

В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» создана региональная служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Большое внимание было уделено проведению консультирования родителей и педагогов в дистанционном режиме. Тематика консультаций в режиме повышенной готовности касалась организации режима дня ребенка, находящегося на дистанционном обучении, снижению тревожности детей и родителей (законных представителей). Для разработки занятий и консультаций для родителей и педагогических работников специалистами областного ППМС-центра составлена картотека электронных образовательных ресурсов.

С 2009 года в регионе реализуется проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

129 детей-инвалидов обучаются по дополнительным общеобразовательным программам на базе Ресурсного центра дистанционного образования Орловского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Ресурсы оборудования Центра также были использованы в период ограничительных мероприятий для обучения по основным общеобразовательным программам.

На контроле Департамента образования Орловской области были и вопросы профессиональной подготовки учителей, специалистов. Для осуществления качественного перехода на дистанционное обучение педагоги образовательных организаций  заблаговременно прошли курсы повышения квалификации «Цифровая образовательная среда: профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий» (ОИРО); «Специфика дистанционной работы с детьми с РАС» (ООО Корпорации «Росучебник»).

Учителя в течение учебного года являлись активными участниками онлайн-конференций, вебинаров, методических мероприятий, онлайн-курсов повышения квалификации на образовательных ресурсах Якласс, Росучебник, Инфоурок, Издательства «Планета», Мерсибо, Всероссийский образовательный портал педагога, Логопедпрофи.

Для детей-инвалидов образование, полученное дистанционным методом в условиях сложной эпидемиологической ситуации, – это реальная возможность для получения качественного доступного образования.  В дальнейшем они могут получить среднее или высшее профессиональное образование таким же методом.  Дистанционное обучение позволяет получить полноценное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, независимо от места проживания и материальных условий, дает доступ к богатейшим информационным ресурсам, размещенным в Интернете, возможность получать квалифицированные консультации психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов.

На уровнях общего образования в 2020/2021 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 950  педагогических работника и специалиста: 99 учителей-дефектологов (из них 32 – в дошкольных образовательных организациях), 472 учителя-логопеда (из них 283 – в дошкольных образовательных организациях), 227 педагога-психолога (из них 94 – в дошкольных образовательных организациях), 126 социальных педагогов (из них 29 – в дошкольных образовательных организациях), 24 тьютора и 2 ассистента (помощника).

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для 2836 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий.

БУ ОО ДПО «Институт развития образования» в 2020 году в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки были реализованы следующие дополнительные профессиональные программы:

– «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО»;

– «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация»;

– профессиональная переподготовка «Специальное (дефектологическое) образование»;

–  профессиональная переподготовка «Логопедия».

В 2020 году были также реализованы программы с применением электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий (в том числе по причине пандемии):

  1. «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО», 2250 слушателей.
  2. «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в ОО: содержание, условия, организация», 41 слушатель.

Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах системы  социальной защиты (далее – ДДИ).

Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Орловской области, сократилась до 113 (на 5,8 %) (с 120 детей-инвалидов в 2019 году). 100 % детей-инвалидов и 100% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

На отдых и оздоровление в 2020 году направлено 2 ребенка-инвалида и 16 обучающихся с ОВЗ. Дети-инвалиды участвовали в профильной смене «Творческая мозаика» в оздоровительно-образовательном центре «Юбилейный», дети с ограниченными возможностями здоровья – в оздоровительной смене в детском санатории «Орловчанка». Кроме того, дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ участвовали в дистанционных программах и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, воспитания и социализации, онлайн-сменах оздоровительных лагерей с дневным пребыванием.

В Орловской области продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.

В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 2 876 обучающихся с ОВЗ и 1 032 обучающихся с инвалидностью, что на 74 ребенка больше, чем в 2019 году.

Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 62 человек до 64 (на 3 %). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 192 человека, численность обучающихся с ОВЗ – 113 человек.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовой профессиональной образовательной организации (далее – БПОО).

В Орловской области функции БПОО возложены на БПОУ ОО «Орловский технологический техникум». Финансирование работ по развитию и совершенствованию материально-технической базы данной базовой профессиональной организации в 2016–2019 годах составило 11 918,0 тыс. рублей, в 2020 году на данные цели выделено                                    10 203,9 тыс. рублей.

На базе данного учебного заведения создан региональный центр профессиональной ориентации и сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью (далее – региональный центр сопровождения), который организует и координирует взаимодействие и информирование всех профессиональных образовательных организаций Орловской области по вопросам приема на обучение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью в течение всего периода приемной кампании. Региональный центр сопровождения обеспечен полной актуализированной информацией обо всех техникумах и колледжах области, включая информацию:

о реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

об образовательных программах, реализуемых с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

об условиях доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.

В 2020 году в Орловской области не функционировал ресурсный учебно-методический центр СПО.

Орловская область принимала в 2020 году участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

С 2019 года Орловская область является участником реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 5 отдельных образовательных организациях (3 организациях в 2019 году, 2 организациях в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета, в первую очередь, на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 12239,09 тыс. рублей, из которых 102 391 рублей – средства регионального бюджета); в 2020 году – 11978,89 тыс. рублей, из которых 119 788 рублей – средства регионального бюджета).

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации 3 профилей трудовой подготовки: строительного, агропромышленного, швейного.

Приобретено оборудование для трудовых мастерских в целях реализации предметной области «Технология» (оборудование для мастерской строительного профиля; оборудование для строительных и отделочных работ; оборудование для столярной мастерской;  оборудование для мастерской агропромышленного профиля; оборудование для сельскохозяйственного труда; оборудование для швейной мастерской).

Приобретено  оборудования для реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога; диагностические комплексы, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения,  оборудование для сенсорной комнаты; специализированное оборудование.

Обновлено оборудование учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ: оборудование для кабинетов биологии, информационных технологий, кабинета домоводства; оборудование для компьютерного класса; оборудование для занятий адаптивной физической культурой.

Обновлено оборудование для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ: оборудование для фото/видео студии, для мастерской декоративно-прикладного искусства.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 50 % от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

С целью стимулирования выпускников и молодых специалистов                                       с инвалидностью к дальнейшему профессиональному и личностному росту                          были проведены:

с 12 по 16 октября 2020 года – региональный отборочный этап                                       VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (далее – VI Национальный чемпионат «Абилимпикс») по 18 компетенциям;

с 23 ноября по 29 ноября 2020 года – финал VI Национального чемпионата «Абилимпикс» по 18 компетенциям.

По результатам финала VI Национального чемпионата «Абилимпикс» победителем в компетенции «Разработчик виртуальной и дополненной реальности» стал студент БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» Бобков Антон.

В вышеуказанных чемпионатах приняли участие 262 человека.

По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 октября 2020 года занятыми являются 100 % участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019-2020 годов (из них трудоустроены – 25 человек (16,1 %), продолжают обучаться – 130 человек (83,9 %).

Вместе с тем, в Орловской области реализуются следующие мероприятия, посвященные образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Стало традицией участие Орловской области во Всероссийской неделе инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения                        к проблеме получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой ежегодно проводятся такие мероприятия как уроки доброты, акции, конкурсы и т.д.

В 2020 году Всероссийская неделя инклюзивного образования в Орловской области прошла с 10 по 14 февраля.

В мероприятиях приняли участие свыше 900 специалистов, в т.ч. Департамента образования Орловской области, БУ ОО ДПО «Институт развития образования», центров психолого-педагогической, медицинской и социальной  помощи, дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, а также коллеги из других регионов (Курской и Липецкой областей).

Состоялся межрегиональный диалог («круглый стол») «Векторы сетевого взаимодействия в обучении детей с особыми образовательными потребностями в муниципальном образовательном пространстве».

В течение  недели проходило On-line-консультирование педагогов по вопросам реализация инклюзивного образования,  сопровождения федеральных и региональных программ, концепций, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО.

13 февраля 2020 года на базе БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» для педагогов Орловской области был организован телемост по вопросам обучения детей с нарушениями зрения.

В Брифинг-площадке «Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью – новые требования к профессиональным компетенциям» приняли участие ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» для детей со зрительной депривацией г. Липецка, образовательные организации, реализующие АООП, обучающие детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В рамках Недели инклюзивного образования были организованы:

          – мастер-классы «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с различной нозологической формой в инклюзивном режиме»;

          – проектный менеджмент  «Ресурсный центр на базе образовательной организации по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и реализации ФГОС НОО ОВЗ»;

          – тренинг «Навстречу друг другу» (психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования);

– курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация». Слушатели познакомились с опытом работы коллег из Курска, Липецка,  регионального отделения Всероссийского общества слепых, приобрели кейс методических материалов.

Завершилась Неделя инклюзивного образования 14 февраля 2020 года Педагогической гостиной «Ранняя профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС ОУО» на базе КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Ежегодно в начале декабря в России проводится Всероссийская декада инвалидов. Эти мероприятия – очередное напоминание обществу о необходимости постоянного внимания к детям с инвалидностью, их социальной защите.

Целью проведения мероприятий в системе образования Орловской области в 2020 году стала трансляция положительного опыта педагогов по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, определены перспективные направления дальнейшего совершенствования системы сопровождения инклюзивного образования.

В мероприятиях принимали участие специалисты образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, Центров психолого-медико-педагогического сопровождения, некоммерческих организаций, благотворительных фондов, родительская общественность.

Результатом проводимой работы является все более активное участие детей с ограниченными возможности здоровья в областных, федеральных мероприятиях спортивной, творческой, интеллектуальной, социальной направленности. Победителями и призерами конкурсов часто становятся дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, а также участники проекта дистанционного образования детей-инвалидов.

Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями получают, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализируются.

В 2020 году в Орловской области изменения в региональные нормативные правовые акты в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и  инвалидностью на образование не вносились.

В дальнейшем будет продолжена работа по  созданию условий для получения образования каждым ребенком на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности в целях ее адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, ее профессионального самоопределения.

Соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование  находится на постоянном контроле Правительства Орловской области.