В Орловской области с 19 по 23 апреля 2021 года проходила Неделя инклюзивного образования

Современные изменения в системе образования диктуют необходимость поиска новых форм и методов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, определения подходов к организации дистанционного образования для различных категорий обучающихся, разработки нормативно-правовой основы, практико-ориентированных мероприятий, направленных на методическую и профессиональную поддержку специалистов.

В соответствии с планом работы и приказом БУ ОО ДПО «Институт развития образования» отдел коррекционной педагогики с 19 по 23 апреля 2021 года организовал проведение Недели инклюзивного образования в Орловской области.

Дистанционное обучение и его место в системе образования детей с особыми образовательными потребностями – тема первого дня, рассмотренная в рамках расширенного заседания секции «Инклюзивное образование» регионального учебно-методического объединения по общему образованию Орловской области 19 апреля в режиме online-гостиной с мастер-классами.

К работе секции подключились 75 образовательных организаций. Одно подключение собирало до 12 заинтересованных участников к проблематике РУМО: участники секций «Инклюзивное образование», «Информатика», «Технология», специалисты ППМС-центров, педагоги ДОУ, ОУ, СПО.

Week IO - 26-04-1

В повестку дня были включены вопросы использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов в работе с детьми с ОВЗ/инвалидностью, методической подготовки педагогов к организации дистанционного обучения, информационного сопровождения дистанционного обучения. Адресная помощь специалистам, осуществляющим образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, имела практическую направленность. Тематика мастер-классов в оnline-гостиной многогранна:

  1. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы в работе с детьми с ОВЗ/инвалидностью. Куликова Ольга Алексеевна, руководитель отдела коррекционной педагогики БУ ОО ДПО «Институт развития образования».
  2. Реализация адаптированных программ посредством электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Евдокимова Лариса Александровна, г. Курск.
  3. Методическая подготовка педагогов школы-интерната к организации дистанционного обучения. Рыбникова Екатерина Александровна, руководитель МО учителей классов для обучающихся со сложным сочетанным дефектом КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Информационное сопровождение дистанционного обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Шибаева Вероника Анатольевна, заместитель директора по УВР КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Дистанционное обучение детей с тяжелыми нарушениями речи Глушенкова Елена Сергеевна МБДОУ г. Мценск «Детский сад №10».
  6. Интернет-ресурсы для коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Красова Елена Николаевна, директор БУ ОО «ППМС-центр».

Подведение итогов. Методические рекомендации по цифровому образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Week IO - 26-04-2

Результатом изучения, обобщения, диссеминации педагогического опыта «Методическая подготовка педагогов школы-интерната к организации дистанционного обучения» Лукошкиной Е.О., заместителя директора КОУ ОО «Болховская общеобразовательная    школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», явилось создание памятки «Цифровое образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 Москва и Санкт-Петербург приняли участие в Неделе инклюзивного образования в Орловской области.

20 апреля 2021 г. в рамках Недели инклюзивного образования состоялся  online-марафон «Сопровождение Национального проекта «Поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Межрегиональное мероприятие объединило специалистов образовательной вертикали: ДОУ и ОУ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями, а также  Центров психолого-педагогического сопровождения региона, участников секций РУМО «Инклюзивное образование» и «Управление». Зарегистрировано 50 подключений от образовательных организаций.

В продолжение проекта «Взаимообучение городов» Москаленков С.А., директор ГБОУ «Школа № 854» г. Москва, представил опыт управленческих решений в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивном пространстве.

Week IO - 26-04-3

Основные направления реализации  Национального проекта «Поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»:

  • изменение содержания предметной области «Технология», введение новых профилей трудового обучения,
  • повышение качества образования за счет создания современной образовательной среды учебных кабинетов,
  • развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности,
  • повышение качества оказания коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ.

Раскрыли в своем выступлении руководители организаций,  реализующих Федеральную программу «Современная школа» национального проекта «Образование»:

  • Калмыков Валерий Николаевич, директор КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Грюнберг Ирина Владимировна, заместитель директора КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Ерёмина Ольга Михайловна, заместитель директора КСОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся».

Вопросам организации образования обучающихся различных нозологических групп, реализации ФГОС НОО и ОО, нормативно-правовым, методическим и кадровым аспектам инклюзивного образования уделили внимание руководители организаций – лауреатов заключительного этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»:

  • Барботько Элеонора Эдуардовна, старший воспитатель, учитель-тифлопедагог МБДОУ детский сад № 77 г.Орла,
  • Толмачева Елена Николаевна, директор МБОУ СОШ № 6 г. Орла.

Подводя итоги, участники online-марафона познакомились с коррекционно-развивающим оборудованием в реализации проекта «Современная школа» производства группы компаний «Амалтея» г.Санкт-Петербурга.

Week IO - 26-04-4

Приоритетным направлениям исследования ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» был посвящен третий день Недели инклюзивного образования.

21 апреля 2021 года оnline-гостиная собрала творческие группы образовательных организаций Орловской области, участвующих в федеральном проекте по инновационным исследованиям:

  • «Реконструкция системы дополнительного профессионального образования на основе развивающихся научных представлений в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии»,
  • «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Online-гостиную «Навигационный атлас» реализации национальных проектов через призму организации инклюзивного образования детей с ОВЗ» проводили Сбоева Т.В., заведующая МБДОУ «Детский сад № 77 комбинированного вида» г. Орла и Барботько Э.Э. , старший воспитатель, учитель-тифлопедагог данного учреждения.

Week IO - 26-04-5

Расширяется  контингент детей с особыми потребностями, включенных в образовательную среду за счет детей с тяжелыми нарушениями развития и детей раннего возраста с проблемами в развитии или с риском возникновения этих проблем. Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью также обусловлено современной популяцией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, представлена детьми различных возрастных и нозологических групп.

Творческие группы педагогов были вовлечены в анализ факторов, определяющих феноменологию психического дизонтогенеза, качество образования и динамику психосоциального развития современных детей с ОВЗ, повышение качества дополнительного профессионального образования специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи.

В настоящее время все педагоги, входящие в творческие группы образовательных организаций Орловской области, участвующих в федеральном проекте по инновационным исследованиям являются слушателями дистанционных курсов повышения квалификации «Методология и технологии психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

Week IO - 26-04-6

 

Неделя инклюзивного образования, межрегиональное образовательное событие, сопровождалась участием специалистов отдела коррекционной педагогики  в мероприятиях проекта «Взаимообучение городов».

Педагогам предложены материалы Skills-сессий «Особенности реализации адаптированных программ для детей с сенсорными нарушениями в инклюзивной школе»:

-как создать комфортную образовательную среду для ребенка с сенсорными нарушениями;

-как организовать образовательный процесс для ребенка, который видит или слышит этот мир по-другому;

-в чем различие между условиями реализации разных вариантов адаптированных программ для слабослышащих обучающихся;

-какие требования предъявляются к демонстрационным и контрольно-измерительным материалам для слабовидящих обучающихся.

Week IO - 26-04-7
Week IO - 26-04-8

Неделя инклюзивного образования позволила выстроить доверительные и долгосрочные отношения со специалистами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В пятый день 23 апреля 2021 года состоялся  Нетворкинг «Эффективные технологии работы с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), включая тяжелые формы РАС» в  рамках Инновационного социального проекта «Школа развивающего ухода «Ценность каждой жизни»  на базе БУ ОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями».

Участников online – мероприятия из разных ведомств (образование, социальная защита, здравоохранение)  объединила социальная и профессиональная деятельность, направленная на максимально быстрое и эффективное решение сложных жизненных задач:

  1. Особенности работы команды педагогов с ребёнком с эпилепсией. Дмитриева Ю. Н., учитель-логопед МБДОУ города Мценска «Детский сад № 15».
  2. Этапы логопедической работы с неговорящими детьми, имеющими РАС. Федяева С. В., учитель-дефектолог КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».
  3. Использование системы PECS при работе с неречевыми детьми. Перова О. Н., дефектолог БУ ОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
  4. Педагогический тренинг «Тьюторское сопровождение детей с РАС» Журихина Е. А.,  учитель-дефектолог МБДОУ – детского сада № 92 города Орла.
  5. Использование авторских дидактических пособий в технике амигуруми. Арабаджи М. В., учитель – логопед МБДОУ – детского сада № 92 города Орла.
  6. Мастер – класс «Роль конструктора «Радужные блоки» для полноценного восприятия мира» Филиппова А. А., Брель М. Г., педагоги – психологи МБДОУ – детского сада № 92 города Орла.
  7. Использование сенсорно-динамического зала «Дом Совы» в комплексной реабилитации детей с РАС с применением элементов Марьянова Е. В., педагог-психолог БУ ОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Специалисты  образования, социальной защиты, здравоохранения подключались к мероприятию на платформе Zoom.

Week IO - 26-04-9

Комментирование на данный момент запрещено.